И вновь весна в душе благоухает,
В полях ручьями бойкими звенит,
Опять подснежник нежный расцветает
И первоцвет огнём любви горит.
Как капли солнца, набухают почки,
И, изумруды радости храня,
Нам обещают подарить листочки
И выстелить ковры цветов в поля.
Благоуханьем пропиталась вся округа
И нежностью наполнились сердца.
Любовью, счастьем одаряем мы друг друга,
И мир нам дарит радость без конца.
Татьяна Подцветова
Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В формировании личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.
Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям.
В рамках недели «Украсим землю своими руками» в школе-интернате прошло ряд классных мероприятий, которые позволили ребятам расширить свои знания о разнообразии природного окружения, значения флоры для жизни человека, почувствовать красоту, эстетическую значимость школьных цветников, комнатных растений, практически изучить способы и правила ухода за комнатными растениями, уличными цветочными культурами.
Экскурсии, беседы на природе, тематические прогулки на экологические темы стали постоянным атрибутом воспитательной работы с ребятами всех возрастов. В 4 «А» классе во время прогулки воспитателем Ракуть М.Ю. был проведен «Экологический марафон».
Ребята в непринужденной форме, под щебетание птиц, согреваясь весенним солнцем, отвечали на вопросы викторины о растениях, птицах, насекомых и животных. Викторина помогла расширить знания ребят в области флоры и фауны и принесла эмоциональный заряд бодрости и радостного настроения.
Воспитатель Ковалевич Л.К. в 5 «Б» классе провела занятие-практикум по пересадке комнатных растений, и совместно с ребятами были высеяны цветы на цветниках школы. Дети с удовольствием приняли участие в интересном и познавательном деле.
В 8 «А» классе был проведен творческий мини-проект по составлению эскизов клумб, который подготовила Крупская С.Н. Девочки и мальчики рисовали эскизы цветников, оговаривали перечень однолетников и многолетников для посадки на цветники, обсуждали цветовую гамму подбора растений. Предварительно ребята в библиотеке изучили необходимую литературу по дизайну ландшафтов, в интернете подобрали необходимые статьи и заметки.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого образовательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.