Обвиняйте не природу, она делает свое дело,
обвиняйте себя!
Джон Мильтон
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Поэтому надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Любить и беречь природу - значит любить и беречь самого себя. Эти простые слова понимает каждый, но не всегда задумывается над ними. Привитие любви к окружающей красоте природы начинается с созерцания этой красоты. Экологическая прогулка «Осень – чудная пора!» (воспитатель Ракуть М.Ю. ) увлекла ребят четвертых, пятых классов своей содержательностью и эмоциональностью. Дети узнали об истории создания парка, расположенного рядом со школой-интернатом, пообщались со сказочными героями мишкой зайцем и вороной. В гости к ребятам пришла красавица-Осень, принесла стихи, загадки и различные тематические задания. Окружающая природа, все действо радовали ребят чудным настроем, красотой, согревали и дарили душевное тепло.
Отражение красоты природы и понимание ее неповторимости – это возможность передачи своих чувств в творческих работах. Во многих классах прошли конкурсы рисунков. Работы показывали красоту нашей белорусской природы, богатство природного ландшафта и окружающего нас мира цветов, животных, растений, птиц.
Проведённые в классах информационные часы «Вода - чудесный дар природы» (9 класс, воспитатель Шумович Л.М.), «Беларусь и экологические проблемы» (8 класс, воспитатель Ковалевич Л.К.), «Здоровье и окружающая среда» (5 класс, воспитатель Рыгаль К.О.), классные часы «Что мы знаем об отходах?» (8 класс, воспитатель Новик С.Н.), «Беречь природы первозданность» (7 класс, воспитатель Макаревич Ж.Б.), позволили ребятам расширить знания об окружающей их природе, пополнить словарный запас, узнать много нового и интересного.
Кроме этого в классах проводились мероприятия, направленные на развитие творческого мышления, способности самостоятельно находить пути решения проблем экологической направленности. Это круглый стол «Охранять природу – значит охранять Родину» (9 класс, воспитатель Еремеева С.А.), проблемный диалог «Не губи, а сохрани» (7 класс, воспитатель Макаревич Ж.Б.), эвристическая беседа «Все живое - сбережем!».(8 класс, воспитатель Новик С.Н).
Игра – надежный спутник всех возрастов: простая игра, игра-задание, игра-путешествие, игра-викторина. Игры экологической направленности заинтересовали как учащихся начального звена, так и старшеклассников: «Счастливый случай» (8 класс, Ковалевич Л.К.), «Животный мир» (6 класс, воспитатель Бондаренко С.Е.), «Этот удивительный мир природы» (8 класс, воспитатель Новик С.Н.).
Узнав много интересного об окружающей природе, ребята на практике решили доказать свое стремление и желание быть активными защитниками природы. Пятиклассники провели акцию «Школа – наш дом, сделаем его чище!», а ученики 8 класса участвовали в акции «Зеленый патруль». Учащиеся убирали опавшие листья на территории школы-интерната, приводили в порядок цветники.
Системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей, обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания о правилах построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому что даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты.
Стремление быть рядом с красотой окружающего мира поможет детям вырасти добрыми и бережливыми, с сочувствием относиться ко всему живому.