Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
В последнее десятилетие мы все чаще слышим слова экология, окружающая среда, природа. Наука «экология», как известно, в переводе с греческого языка - «наука о доме». У всего живого есть свой дом, а для всех вместе – это, конечно, наша планета Земля. О ней человечество должно заботиться как о своем жилище, охраняя реки, леса и поля, следя за порядком и чистотой, изучая жизнь своих соседей - животных и растений. Ведь мы тоже являемся частью природы!
На этой неделе стартовал экологический марафон, который стал традиционным в нашей школе-интернате. В рамках марафона проводились самые разнообразные мероприятия: анкетирование, экскурсии, классные и информационные часы, практические занятия и другие. Целью этого марафона было привлечь внимание школьников к глобальной энергетической проблеме, к проблеме охраны окружающей среды и здоровья человека, формировать экологические знания, представления об экологии, экологической культуре человека.
Так, например, в 4 «А» классе прошло практическое занятие «Наши зеленые друзья» (воспитатель Ракуть М.Ю.), целью которого было расширить знания детей о комнатных растениях и привить навыки ухода за ними, воспитать любовь ко всему живому. Воспитатель рассказала детям об особенностях тех растений, которые растут в классе, показала, как правильно за ними ухаживать. Ребята узнали интересные факты о происхождении цветов, их размножении.
«Мы растения эти знаем,
Бережем и охраняем!»
Девочки 8 «Б» класса Берестень Катя, Наумчик Элла, Ярмошук Юля подготовили информационный час «22 апреля – Всемирный день Земли» (воспитатель Бровко Т.В.). Ребята затронули злободневный сегодня вопрос о зыбком равновесии между деятельностью человека и природой. Природа была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования и вдохновения, но люди, к сожалению, не слишком прислушиваются к ее сигналам бедствия. Озвученные факты о том, что каждый день фауна зеленого шара становится беднее на один вид животных, в минуту вырубаются 20 га тропических лесов, 5млн. тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли, что через 10 лет, как заявляют ученые, Средиземное море может стать мертвым и многие другие заставили задуматься многих школьников о том, а что будет завтра? Ребята почувствовали себя ответственными за судьбу нашего дома – Земли, которая находится в опасности, осознали, что будущее зависит и от них тоже.
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах - летняя роса,
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес -
Полно таинственных чудес.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке!
Ребята 6 «А» класса во время увлекательной викторины «Правда ли это?» (воспитатель Стребкович Г.В.) познакомились с занимательными фактами из жизни животных и растений. Три команды прошли 5 туров: «Из жизни животных», «Из жизни рыб», «Из жизни рептилий», «Из жизни птиц», «Из жизни зверей». Школьники отвечали на каверзные вопросы, которые заставляли не только слушать, но и размышлять, считаться с мнением товарищей, работая в команде. В завершении викторины Ярош Влад призвал одноклассников: «Давайте не будем равнодушными к судьбе природы, надо знать её законы и соблюдать их! Природа надеется на нас!»
Заочное путешествие «По заповедным местам Беларуси» совершили ученики 7 «А» класса (воспитатель Тарасевич Н.Н.). Выступления ребят о фауне и флоре родного края были актуальными, информативными, красочно оформленными. Семиклассники познакомились с природой национальных парков «Беловежская пуща», «Царская поляна», «Нарочанский»; заочно посетили музеи-заповедники «Несвиж», «Грушовка» (Ляховичский район). Выступающие призывали не истреблять природу безоглядно, варварски, а изучать и сохранять её, ведь Земля - наш общий дом. Прозвучал лозунг: «Узнай свой край, и ты узнаешь мир!"
Во время классного часа в 6 «Б» «Не губи, а сохрани» (воспитатель Демидович С.С.) школьники ещё раз обсудили, какую пользу человеку приносят животные и растения. Ребята доказали, что человеческая жизнь зависит от многих природных факторов, поэтому необходимо беречь и защищать природу родного края, животный и растительный мир.
Самым важным результатом проведённого экологического марафона было осознание ребятами того, что у каждого есть возможность внести свой вклад в общее дело сохранения природы.
Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - значит, пересесть из него просто некуда». Безусловно, процесс формирования у детей восприятия человека, как части природы, с окончанием марафона не завершился. Развитие у детей чувства ответственности за свою малую Родину, привитие бережного отношения к природе - дело не одного года. И этот марафон задал тон на будущее.